Единство тела и духа
("Кэндзэн-ичинё")


"Кэн" символизирует тело, а "дзэн" – дух.

Человек – это существо, в котором физический и психологический аспекты должны быть уравновешены, а его тело и дух – неразделимы.

Поэтому невозможно достичь истинного душевного покоя только посредством тренировки ума или духа, равно как и формирование достойной личности и духовное просветление не могут быть достигнуты лишь за счет физических упражнений. Тело и дух не могут существовать по отдельности. По этой причине следует стремиться к правильному методу саморазвития, который укрепляет тело, представляющее собой вместилище духа, и одновременно развивает дух и душу.

Обычно мы считаем, что дух и тело не связаны друг с другом, но в действительности они – единое целое. Ничто здесь не является главным: дух следует за телом, и лишь при наличии духа тело приобретает свое значение.

Когда человек сильно удивлен или взволнован, его сердце начинает биться учащенно, и от страха кровь отливает от поверхности тела или оно покрывается «гусиной кожей». Как видно из этих примеров, душевное состояние сразу же сказывается на состоянии физическом. И наоборот, когда человек болен или травмирован физически, его настроение ухудшается, и он впадает в уныние.

Как бы идеалисты ни настаивали на своем, – даже если человек очень сильно сконцентрируется на желании умереть, он вряд ли сможет одним лишь усилием воли остановить сердце и тем самым убить себя. Если мы попробуем жить только представлениями о еде, то без настоящей пищи и воды, разумеется, будем только терять энергию и падать духом. И наоборот, сколько бы мы ни хотели выжить, нам придется умереть, когда нас хватают за шею и душат, или если какой-то важный орган в теле непоправимо испорчен болезнью.

Таким образом, исходя из факта, что тело и дух неотделимы, метод саморазвития должен быть основан на одновременном преобразовании и духа, и тела.

Тем не менее, на сегодняшний день большинство практик, именующихся методами саморазвития личности, переоценивают значимость духовных упражнений. Бывают и крайние проявления, когда людей учат, что до душевного покоя и просветления можно дойти только путем физических мучений, таких как слишком длительная сидячая медитация, отказ от пищи, практика под водопадом в зимнее время. Но на самом деле подобного рода самоистязания приводят только к слабости и истощению организма.

С другой стороны, многие виды боевых искусств и спортивных направлений придают слишком большое значение соревновательности. Фактически, в таких занятиях самое важное – это победа и рекорды; руководствуясь формальными лозунгами воспитания духа, они в основном взращивают людей, подготовленных лишь к сильным физическим нагрузкам.

С этой точки зрения, Сёриндзи Кэмпо является идеальным способом практики, одновременно развивающей дух и тело. Сёриндзи Кэмпо – не способ самоистязания, а практика воспитания личности, при которой люди могут отрабатывать технику с радостью.

Превосходство "кэн" над "дзэн"

В так называемой «Северной Школе» дзэн(чань)-буддизма с древних времен "дзэн (сидячая медитация)" и "кэн (боевое искусство)" рассматриваются как нераздельные практики. Однако, некоторые утверждают, что их результаты не одинаковы, и «боевое искусство как динамическая медитация» приносит гораздо большие результаты, чем «сидячая» или «статическая» медитация.

Оба они – и "дзэн", и "кэн", – являются основными подходами дзэн-буддизма. Но боевое искусство – это серьезная практика, где адепт подвергает свою жизнь опасности, тренируя и воспитывая как тело, так и дух; поэтому принято считать, что боевое искусство имеет большее значение, чем упражнения в сидячей медитации.

(Наставление по Сёриндзи Кэмпо, с.162-164, Учебник, с.50-52)
Текст: Макото Хамакава
Редакция: Елена Маслова

  • (C) 2009-2022    Московский филиал Всемирной Организации Сёриндзи Кэмпо "Сунгирь"